Форум » РАЗГОВОРЫ ОБО ВСЕМ » ПРИМЕТЫ О ЖИВОТНЫХ » Ответить

ПРИМЕТЫ О ЖИВОТНЫХ

FlaiFlau: Волк навстречу - не к добру. Вместе с лягушкой в дом входит удача. Дельфины резвятся - к шторму. (Морское поверье). Кто кусочек мяса заячьего съест - будет красавцем. Лошадь под всадником спотыкается - к неудаче. Если собака воет в сторону от дома- ничего страшного; худо тому, в чью сторону она воет. Заяц по селу бежит - к пожару; если перебежит дорогу - надобно остерегаться чего-нибудь; чтобы примета не сбылась, нужно на том месте три раза перекувыркнуться. Если белка перебежит дорогу или попадется навстречу - к худу. По весне на шею лошади привязывают кнут и онучи: домовой тогда не решается дотрагиваться до лошади, воображая, что на ней сидит хозяин. Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья - в лесу голодно. Если посадить фруктовое дерево, не закопав под ним труп какого-нибудь животного, оно не будет плодоносить. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Если первым навстречу попадется медведь - к добру. Если первой навстречу лысая лошадь - по крайней мере, в этот день успеха не ожидай. Собака воет - к несчастью, нос держит к земле - к покойнику, вверх - к пожару. Собака скулит - к чьей-то болезни. Лошадь ржет - к хорошим вестям. Лошадь в дороге фыркает - к радостной встрече. На дороге попадется лиса - к худу.

Ответов - 3

FlaiFlau: Приметы о кошках Кошка тянется на человека - к обновке; бросается из угла в угол - к радости или к ссоре. Черная кошка перебежала дорогу - вернись, не то удачи не будет; чтобы примета не сбылась, взять прутик, разломить на две половинки и бросить их в разные стороны - разомкнуть дорогу; или средний палец правой руки положить на указательный; или же повернуться вокруг собственной оси и продолжить путь в том же направлении. Кошка лапами упирается в оконные рамы и смотрит в окно - будут гости. Если дорогу перебежала трехцветная кошка - ничего худого. Если кошка перебежала дорогу слева направо - нехорошо, надо 3 раза посмотреть направо, на любое дерево и 3 раза сплюнуть; если она перешла дорогу справа налево - ничего худого, однако на всякий случай надо посмотреть 3 раза налево, на дерево и 3 раза сплюнуть. Если кошка перебежала дорогу перед телегой, всем в ней сидящим следует непременно обернуть головной убор вокруг своей оси. Кошка мяукает без конца - жди в семье ребенка; умывается, чешется - жди костей.

FlaiFlau: СОБАКА Встретить рано утром лающую собаку - к несчастью. (Ирландия). -------------------------------------------------------------------------------- Если в ночь Воскресения Христова собаке дать кость ягненка, она взбесится. (Уэльс). Сначала несколько слов про собачий вой, предвещающий смерть, -самое распространенное изо всех суеверий, связанных с собаками. Оно живо до сих пор не только в нашей стране, но во всей Европе и даже в Турции.Его источник, по-видимому, заключается в теории, что собаки и прочие животные чуют смерть и способны видеть духов усопших или умирающих. Например, считалось, что лошади начинают дрожать и даже останавливаются там, где лежит мертвец, хотя и не видят самого мертвеца. Нам вполне серьезно рассказывали о лошади, которая никогда не соглашалась пройти через участок, где когда-то стояла виселица, и никакими усилиями ее нельзя было заставить сделать это. В "Одиссее" (песнь XV) описано, как собаки Евмея испугались при появлении Минервы, хотя та оставалась невидимой для Телемаха. Капитолии утверждает, что собачий вой был предзнаменованием смерти Максима.Суеверие, связанное с ямой, которую собака роет в саду, попало к нам несколько странным путем. 6 февраля 1945 г. мы получили письмо от г-на П. Дж. Митчелла из Браун Хиллз (Стратфордшир). Он писал: "Около сорока лет назад один цыган сказал мне, что если собака выроет большую яму в моем саду, то в семье кто-нибудь умрет. На прошлой неделе в мой сад забралась собака и вырыла большую яму. Я забросал ее, но собака вернулась и раскопала ее снова. На другой день у моего шурина умер отец. С тех пор собака больше не появлялась".В постскриптуме было сказано, что отцу шурина был 91 год.Вышеупомянутый способ исцеления от коклюша с помощью сэндвича с волосом больного описан у Бранда; кроме того, в свое время в "Notes and Queries" была помещена заметка о том, что этот ритуал является верным средством от кори. "Моя нянька (писал читатель) сказала, что мы с братом излечимся от кори, если сострижем себе пушок на затылке, а затем, каждый по отдельности, положим его между двумя кусками хлеба с маслом. Затем она сообщила, что долго ждала, и вот, наконец, появился какой-то бродячий пес. Она дала ему хлеб с маслом, и пес, не раздумывая проглотил его. Теперь нянька была уверена, что мы выздоровеем. Собака больше не возвращалась, поскольку умерла от кори".Это суеверие, конечно же, одна из версий распространенной теории о перенесении зла. Подобные ритуалы существуют во многих странах как у цивилизованных людей, так и у дикарей. Например, в Ольденбурге больной лихорадкой ставил миску с молоком перед собакой и говорил: "Собачка, собачка, будь ты больная, а я буду здоров". Если собака принималась лакать молоко, больной тоже отпивал из миски. Если эту процедуру удавалось повторить трижды, собака заболевала, а человек выздоравливал.Следуя той же самой теории индусы в старину отсылали туберкулез прочь вместе с сойкой. А джугарские бхоти (Гималаи) в определенный день поят собаку спиртом, затем гоняют ее вокруг поселка и, наконец, убивают. Таким образом они освобождают поселок от болезней и неудач.В некоторых районах Бредалбана (Шотландия) когда-то существовал обычай на Новый год давать собаке кусок хлеба и с проклятием выгонять ее за дверь, говоря при этом: "Прочь, собака! Пусть вся смерть, которой суждено случиться в будущем году среди людей или среди скота, ляжет на твою голову".Ирокезы, празднуя Новый год, ловят двух белых собак, раскрашивают их красной краской, украшают перьями и лентами, выводят из поселка, а затем вешают на лестнице. После этого собак вносят в дом, "где на них переходят грехи всего народа".Таким образом, собака является "козлом отпущения" для снятия любой порчи и болезней (а в старину считалось, что все болезни - от порчи) во многих отдаленных друг от друга странах.В Миракле из "Золотой легенды" Лонгфелло, когда Равви спрашивает Иуду Искариота, отчего воет собака, тот отвечает:"Талмуд об этом говорит:Собачий вой кругом стоит,Когда над городом летитИ веет хладом Ангел Смерти".В Беркшире существовало странное суеверие, объясняющее, почему нос у здоровой собаки и локти у здоровой женщины всегда холодные. Согласно этой легенде, во время Всемирного Потопа в ковчеге появилась маленькая пробоина, и Ной, который забыл взять с собой плотницкий инструмент, не знал, что делать. В растерянности он схватил свою любимую собаку и ткнул ее носом в пробоину.Вода перестала течь, но Ной понял, что в таком положении собака умрет. Тут появилась Ноева жена, и он заткнул дырку ее локтем. Таким образом, опасность была предотвращена, но собачий нос и женский локоть с тех пор будут холодными, пока стоит мир.Интересно, однако, оставался ли локоть г-жи Ной в пробоине до тех пор, пока ковчег не достиг суши, или Ной все-таки нашел свой плотницкий инструмент? И, кроме того, очень странно, что об этом случае знают только в Беркшире.Вышеупомянутое суеверие о том, .что собака оскверняет церковь, имело, однако, одно исключение. В старину, когда новая церковь уже была готова к освящению, в нее впускали собаку, прежде чем туда ступала -нога человека.Этот обычай возник из поверья, что первое живое существо, входящее в новую церковь, принадлежит дьяволу и дьявол его заберет.Вне этого обычая вход собакам в церковь был не просто воспрещен, но в старину многие британские церкви нанимали специального "собачника". Он обязан был прогонять всех собак, которые захотят вторгнуться в церковь во время богослужения. Для этих нужд его снабжали коротким арапником.Источники этого обычая принято искать у древних римлян. Однако нам не удалось найти ни одного свидетельства о том, что подобный ритуал существовал в древнем Риме. Более правдоподобным источником нам представляется легенда о том, как еще в католические времена один йоркский священник служил заутреню в церкви и только что освятил просвиры. И вдруг собака, лежавшая под алтарем, внезапно схватила их и сожрала.За осквернение Святых Даров прихожане тут же убили собаку, и преследование собак продолжалось в Йорке каждый год в день Св. Луки, когда мальчишки били и гоняли всех собак, показавшихся на улицах города. Подобный обычай существовал и в Халле.В русской фольклорной традиции вой собаки точно так же предвещает смерть. "Коли собака ночью воет, то нужно перевернуть подушку под головами и сказать:"На свою голову", - и она замолчит .Собака воет мордой вверх - к пожару, мордой вниз - к покойнику.В России и сегодня считают, что если собака забежит в храм, то его надо заново освящать. И даже если есть иконы в доме, собака там жить не должна. (Ср. английское поверье: "собака, входящая в церковь, оскверняет ее").Возможно, причиной этого представления стал мотив предательства собакой Божьего наказа, который нередко встречается в апокрифических легендах. -------------------------------------------------------------------------------- Если за тобой увязалась чужая собака - это добрый знак. -------------------------------------------------------------------------------- Если собака вырыла большую яму в твоем саду, это предвещает смерть в твоей семье. (Цыганское поверье). -------------------------------------------------------------------------------- Если собака пробежит между молодыми, когда они идут венчаться, с ними непременно случится беда. (Горцы). -------------------------------------------------------------------------------- Собака валяется - к ненастью. Траву ест - к дождю. -------------------------------------------------------------------------------- Собака, входящая в церковь, оскверняет ее. (Повсеместно, но особенно в Йоркшире). -------------------------------------------------------------------------------- Собачий вой - верная примета смерти. (Повсеместно, кроме Ланкашира, где примета считается верной, только если собака воет под окном дома). -------------------------------------------------------------------------------- Чтобы вылечить коклюш, положи волос с головы пациента между двух кусков хлеба с маслом и дай этот хлеб собаке. Собака перехватит коклюш, а больной избавится от него.

FlaiFlau: Приметы о животных В доме тепло, а кошка на печке лежит - быть морозу. Если кошка голову под брюхо прячет - к морозу. Если летом кошка спит калачиком - к близкому ненастью. - Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов (мы уже коротко упоминали об этом в начале книги). Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь. Кто кошку любит - дом от беды бережет. Кота убить - семь лет удачи не видать. Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут. - Приметы эти могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими. Но это не так. С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек, не вступают с ними в борьбу, а предпочитают бежать с места встречи. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми и мнительными, чутко реагируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Дело в том, что лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, барсов, львов - за одно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них "страшнее кошки зверя нет". Волк дорогу перебежал - к счастью. - Примета странная, если учесть, что волков всегда боялись и даже признавали за ними родство с нечистой силой. Объяснением приметы может служить то, что опасность миновала. А еще то, что покровителем и волка, и стад считается один и тот же святой - Георгий (в дохристианские времена - Велес). Об этом пословица: "Что у волка в зубах, то Георгий дал". То есть не по своей воле он овечку съел, а по воле Божией. Являясь частично порождением нечистой силы, волк в то же время находится во вражде с нею. Поэтому его когти, зубы и шерсть нередко используются в народе как средство от болезней. Божию коровку никогда не убивай - бедой обернется. - Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю. В сущности, тля и есть беда для крестьянина. Белка дорогу перебежит - не к добру. - Возможно, тут сказывается некое приравнивание белки к кошке: перебегание дороги кошкой (в отличие от волка!) не считалось благоприятным. Некоторые исследователи считают, что такое отношение к зверьку с пушистым хвостом основано на том, что некогда он был единственным свидетелем грехопадения Адама и Евы; следовательно, в натуре белки - быть рядом с грешным делом. Однако реально многие из нас встречали белок в городских парках, те не раз перебегали нам дорогу - и никаких особых невзгод мы после этого не испытывали. Скорее всего, все приметы о перебегании кем-то дороги связаны не с реальностью, а с мистическим нарушением цельности пути. Воробей - проклятая птица, надо его гнать от дома. - Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: на их лапах висят невидимые оковы. Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу - это к вестям о покойнике. Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он - воришка. На этом фоне выглядит парадоксальной (и все же существует) примета: если воробей привидится во сне - это к любовным делам. Стая галок или ворон перед домом с утра кричит - к худу. - Эта и прочие отрицательные приметы основаны на уверенности, что галки и вороны - птицы дьявола; более того, ведьмы любят превращаться именно в галок и ворон. Бытовой же смысл приметы прост: крики галок и ворон далеки от музыкальности, слушать их гвалт неприятно. Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре кто-то умрет. - В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью, мертвечиной; в сознании и установилась такая причинно-следственная связь: прилетел ворон - быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в "лучшем случае" - неприятности. Паука нельзя убивать - несчастье случится. (Но существует и обратная примета: хочешь счастья - убей паука.) Внезапно паучка на паутине увидеть - к письму. - Диаметрально разное отношение объясняется тем, что, с одной стороны, паук - существо отпугивающее, связанное с углом, с темным миром, но, с другой стороны, его способность ткать паутину приближает это насекомое к домашнему ремеслу. Поэтому сам паук воспринимается как вестник несчастья, но паук на паутинке (или даже сама паутинка) предвещает новость, письмо, сообщение, ибо каждый кусочек новой, свежей паутины появляется прямо на наших глазах. Стучит в окно синица или другая птица (кроме вороны, ворона) - к доброму известию. - Птицы издавна воспринимались как олицетворение душ умерших (за исключением ворона, вороны - птиц нечистых). Однако не во всех местностях птичка за окном воспринимается как добрый знак, в некоторых - наоборот. Вероятнее всего, в таких случаях произошла подмена, ибо традиционно считается, что не к добру - влетевшая в дом птица, а не стучащаяся в окошко. Конечно, большую роль играет в этих поверьях само по себе окно. Ведь в давние времена именно через окно выносили гроб, оно являлось своего рода туннелем связи между живущими и умершими. Ну а с точки зрения психологического влияния, естественно, более приятно, спокойно и радостно, если увидишь за стеклом синицу, нежели ворону. Залетела бабочка в дом - выпусти, а то будет несчастье. - Примета основана на уверенности, что бабочка - это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя - надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку). Я знал коллекционера бабочек, который позволял себе не верить в эту примету и пришпилил к стене целый ряд особей, имевших неосторожность залететь в его дачный дом. Слава Богу, жив по сей день. Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. - Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее. Хочешь уберечь дом от воров - держи у себя черную кошку, или черную собаку, или черного петуха. - Для своих эта черная живность - домашняя, не страшная, а чужим, в том числе ворам, несчастье приносит. Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, - и побоится воровать. Благодаря таким приметам, видимо, и уцелели черные кошки: и они пригодились. Муравьи завелись в доме - к добру. - В наше время, несмотря на эту примету, с муравьями борются, пытаясь извести их всеми силами (что не всегда удается). Поверье построено на том, что муравьи - семейные насекомые: они тоже имеют свой дом, свою иерархию, разделение труда - есть разведчики, охотники, нянечки, "дворники" и т.д. Не последнюю роль для формирования поверья имело число муравьев: поскольку их всегда много, то и добра должно быть много. Немаловажным было и соображение, что в доме, где нечем поживиться, и муравьи не водятся. Возможно, муравьям отводилась также роль безвредных чистильщиков: малейшую крошку обнаружат и подберут. Лошадь спотыкается - удачи не жди. - Лошадь - один из наиболее давних спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь - умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь - символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с тем светом. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока. И, наконец (переходя вновь от мистики к быту), спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве. Встретить лисицу - к плохим вестям. - Примета связана скорее с образом этого зверька, нарисованном в многочисленных сказках, чем с реальными наблюдениями: лиса всегда изображалась как хитрая, коварная, недобрая. А реально лиса, встреченная недалеко от жилья, может предвещать недостачу кур и прочей домашней живности. Не случайно и о людях существует пословица: "Где я лисой пройду, там три года куры водиться не будут". Слушая кукушку, звени мелочью в кармане, тогда деньги водиться будут. - С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Так, считается, что "обкукованному натощак" грозит несчастье; нельзя сеять целый ряд растений, когда раздается кукование; ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует. Знающие люди говорят, что поверье сбудется только в том случае, если это будет первая весенняя кукушка, которую вы услышите, и если в этот момент вы будете веселым, а не угрюмым. Куры все враз закудахтали - ссоры не миновать. - Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одно временно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора - из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице - и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: "Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся". Кот лапкой морду умывает - гостей намывает. - Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями - умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье - только успевай умываться. Черная кошка дорогу перебежит - не видать удачи в этот день. Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный. - Черная кошка - один из наиболее зловещих символов в славянской мифоло-гии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя). Соответственно счи-тается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого "сглаза"? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, "с нового витка". Разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее от-крытой и чистой. Скрестить пальцы (иногда - взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими фор-му крестика). Существуют и другие приемы-обереги, хотя надо честно признать, что бедное животное страдает ни за что ни про что - только из-за цвета шерсти. Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному. Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в "Снегурочке": народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет. За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит. - Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы - с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть вина выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. "Выкуп" в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром. Ласточки низко летают - к дождю. - Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь. Муха в суп попала - жди скорого подарка. - Вряд ли в этом кроется какой-либо действительный смысл, кроме одного: жалко выливать суп. Поэтому брезгливому человеку, увидевшему в своей тарелке муху, говорят о грядущем подарке, намекая: либо подарка лишишься, либо вынь муху да и продолжай есть. Речь идет о первом блюде, ибо со второго даже и брезгливый человек просто смахнет муху рукой, без поползновений на то, чтобы выбросить все содержимое. А потому и подарок ему сулить в этом случае необязательно. Среди зимы муха в доме летает - к покойнику. - Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу. Трудно поверить, что в этом есть реальный смысл, однако не могу не поделиться одним личным наблюдением. Несколько лет назад мне довелось наблюдать человека, который в феврале ловил в комнате мух. Ему казалось, что они летают у его лица. На самом деле никаких мух не было. Невзирая на мои успокоительные заверения, он сказал: "Это к смерти". Через два дня я узнал о его кончине. Потом я спрашивал у домашних, знал ли покойный о такой примете. Оказывается, знал. Поэтому можно предположить, что в данном случае имел место "эффект ожидания" этих мух. Хотя, может быть, он действительно видел то, что было недоступно моему взору?.. Черные тараканы в доме - к богатству, рыжие тараканы - к печали. - Объясняется это поверье так же, как и связанное с муравьями в доме. Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. Всего тараканов существует более трех с половиной тысяч видов, но в жилище человека чаще всего обитают черные и "прусаки". Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся. К тому же они чаще являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний. Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут. Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут. - Битый кувшин здесь тоже символизирует "куриного бога" - многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах - чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться. Но, в любом случае, автору этих строк по приезде в деревню не раз доводилось слышать: "Ты сначала на горшки посмотри, чтоб полны яиц были, а потом уж на кур, чтоб крылом не били". Чужих кур не считай - сглазишь. - Чужой счет - вообще признанная опасность сглаза. Многим известен забавный мультфильм с рефреном "Ой, он теперь и тебя посчитал!" Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности. Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. - Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: "Если курица петухом запела, будет кладпива". Суть поверья - мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться. Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти. - Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически - и всей собакой. Реально же это объясняется и тем, что родной запах снова привлечет сбежавшего пса. (В действительности такое поверье сбывается редко.) Доедать то, что мышь грызть начала, - зубы окрепнут. - Похожее поверье касается и выпавшего зуба ("На тебе, мышка, костяной, дай мне железный!"). Народ ассоциирует крепость мышиных зубов с теми следами, которые они оставляют на продуктах. С бытовой точки зрения поверье можно объяснить тем, что жалко выбрасывать продукты, лишь слегка тронутые мышью. С этой целью (в первую очередь для детей) и придумана эта формула. Хочешь, чтоб цыплята были, - наседку сажай, когда скот с поля придет. Нельзя яйца есть там, где наседка сидит. - Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда - и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, - таких случаев немало.




полная версия страницы